Именно такая концепция будет определять экономическую и финансовую повестку субъекта РФ в ближайшем и отдаленном будущем. Основаниями для разработки Концепции устойчивого развития в стратегии развития субъекта Российской Федерации являются:
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
- положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области устойчивого развития;
- Стратегия социально-экономического развития субъекта РФ;
- государственные программы субъекта РФ.
Чем мы можем помочь?
- Составим перечень задач, входящих в ЦУР и имеющих экологическую направленность, относящихся к экологической сфере, определяемых в стратегиях социально-экономического развития регионов и региональных государственных программах.
- Сопоставим экологические задачи ЦУР и экологические задачи региональных стратегий и госпрограмм.
- Выявим задачи, которые получили приоритет в региональных стратегиях и госпрограммах.
- Оценим полноту охвата экологических задач ЦУР в региональных стратегиях и госпрограммах.
- Сформулируем региональную стратегию устойчивого развития.
- Согласуем показатели реализации региональной стратегии устойчивого развития с ресурсами и финансовыми возможностями региона, в том числе:
- корпорациями развития,
- некоммерческими фондами и организациями,
- технологическими инкубаторами,
- бизнес-инкубаторами, технопарками,
- агентствами регионального развития,
- инвестиционными фондами.
Разработать концепцию ЦУР для вашего региона
Разработка регионального ESG-профиля
Под ESG-трансформацией понимается такое изменение подходов к управлению, которое в комплексе обеспечивает соблюдение экологических (E – environment) и социальных (S – social) приоритетов, а также принципов прозрачности управления (G – governance). Достижение Целей устойчивого развития ООН (далее – ЦУР), на которые ориентируются большинство стран и ведущие компании, базируется на ESG-концепции.
Многие субъекты РФ активно внедряют ESG-ориентированный подход к управлению регионом. Положительным опытом ESG-трансформации обладают Сахалинская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ростовская, Нижегородская, Липецкая, Рязанская области, Республика Татарстан, а также г. Москва, ряд других субъектов Федерации, где разрабатываются региональные стратегии развития, основанные на принципах устойчивого развития. Во многих регионах проводятся необходимые социальные и экологические мероприятия, которые неразрывно связаны с достижением соответствующих Целей устойчивого развития. Однако в связи с отсутствием рейтинга региональных индикаторов достижения ЦУР и соответствующей ESG-отчетности данные региональные инициативы пока носят пилотный характер.
В то же время российский бизнес активно внедряет ESG-повестку, РСПП совместно с ТПП, а также РБК и ESG-альянс проводят ежегодные ESG-рейтинги. В ближайшее время эти тенденции распространятся и на органы государственной власти субъектов.
Составление ESG-профиля в государственном секторе позволит государственным органам эффективно оценивать свою деятельность с точки зрения устойчивого развития и принимать меры для улучшения этого профиля. Ресурсный центр предоставляет услуги по составлению регионального ESG-профиля. Благодаря этому руководство региона сможет оценить текущую ситуацию в устойчивом развитии и разработать планы действий для достижения лучших показателей в области устойчивого развития, привлечь «зеленые» финансы и облигации.
Чем мы можем помочь?
- Информационно-аналитическое консультирование в части разработки и применения ESG-факторов (экологических, социальных и корпоративных) в деятельности субъекта Российской Федерации.
- Выполнение диагностики текущего ESG-профиля субъекта Российской Федерации на предмет его соответствия лучшим практикам в области управления ESG-факторами.
- Разработка рекомендаций по улучшению ESG-профиля субъекта Российской Федерации в соответствии с лучшими мировыми и российскими практиками.
- Подбор отраслевых союзов и инициатив, а также провайдеров ESG-услуг.
- Оказание экспертной поддержки в рамках получения ESG-оценки рейтингового агентства.
Составить ESG-профиль с нашими специалистами
Разработка регионального плана адаптации к изменению климата
Согласно докладу Межправительственной группы экспертов по изменению климата, повышение средней температуры на Земле на 1,5 градуса повлечет за собой необратимые последствия для планеты и человечества. Рубеж в 1 градус уже пройден, но пока сохраняется шанс ограничить потепление.
В целях реализации положений Климатической доктрины России и Национального плана мероприятий адаптации к изменениям климата все субъекты РФ должны разработать региональные планы адаптации к изменению климата.
Чем мы можем помочь?
- Оценим климатические риски, в том числе выявим опасные климатические факторы для территории субъекта РФ, подверженность этим факторам и уязвимость к ним.
- Оценим климатические риски основных отраслей региональной экономики.
- Разработаем региональный план адаптации к изменению климата, включающий развитие инфраструктуры, более устойчивой к климатическим воздействиям, и совершенствование институтов и систем управления регионом.
- Составим дорожную карту реализации регионального плана адаптации к изменению климата для экономического развития субъекта РФ и отдельных отраслей экономики (видов хозяйственной и иной деятельности).
- Окажем сопровождение и поддержку на всех этапах реализации регионального плана адаптации.
Разработаем региональный план адаптации к изменению климата с нашими специалистами
Разработка региональной стратегии комплексного экомониторинга
На федеральном уровне в рамках национального проекта «Экология» реализуется проект «Комплексная система мониторинга окружающей среды». Проект направлен на создание соответствующей системы на территории РФ, обеспечивающей всестороннее и своевременное информирование органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц (населения) достоверной и полной информацией о состоянии окружающей среды, а также прогнозирование ее изменений. Для достижения целей федерального проекта продолжается формирование нормативной правовой базы для функционирования комплексной системы мониторинга состояния окружающей среды.
В рамках федерального тренда субъектам РФ необходимо развивать собственную комплексную систему экологического мониторинга состояния окружающей среды, включающую разветвленную сеть сбора данных о состоянии компонентов природной среды, контроль за объектами негативного воздействия на окружающую среду и объектами накопленного вреда окружающей среде.
Чем мы можем помочь?
- Определим ведущие факторы, формирующие экологическую обстановку в регионе, и проведем анализ экологических последствий техногенного воздействия на окружающую среду и здоровье населения.
- Проанализируем существующую систему экологического мониторинга.
- Разработаем модель комплексного экологического мониторинга на базе сочетания инструментального, расчетного и аналитического методов.
- Разработаем новый регламент функционирования комплексной системы экологического мониторинга с обоснованием размещения сети дополнительных постов экомониторинга.
Разработаем региональную стратегию комплексного экомониторинга с нашими специалистами
Разработка региональной экологической стратегии
Утверждение Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года предполагает принятие нашей страной на себя целого ряда обязательств и реализацию скоординированной политики в области устойчивого развития. Экологические приоритеты включены в федеральную политику и идеологию, что должно отражаться и в стратегиях социально-экономического развития на региональном уровнях.
Несмотря на необходимость решения накопившихся и новых экологических проблем, многие субъекты РФ в большей степени настроены на решение жизненно важных экономических и социальных задач и недооценивают значение устойчивого развития. Экологический компонент в стратегиях развития регионов – это объективно назревшая необходимость. В самом ближайшем будущем Правительством РФ планируется установление такого критерия оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов РФ, как состояние окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, определяемых на основе системы объективных показателей и индикаторов. Без системно разработанного экологического компонента в структуре стратегий развития субъектов РФ сегодня невозможна конкурентоспособная, экологически безопасная и долгосрочно ориентированная модель регионального развития. Анализ утвержденных региональных стратегий в части вопросов экологического развития показывает, что они носят преимущественно декларативный характер, а отсутствие системности говорит о формальном подходе органов государственной власти субъектов, уполномоченных решать вопросы по охране окружающей среды и устойчивому развитию регионов.
Чем мы можем помочь?
- Проанализируем загрязнение атмосферного воздуха урбанизированных территорий и прилегающих районов, обеспеченность кондиционной водой хозяйственно-питьевого водоснабжения и степень рационального использования водных ресурсов, ситуацию с обработкой и вторичным использованием промышленных и коммунальных отходов, степень деградации растительного и почвенного покрова, состояние лесного фонда и заповедных территорий.
- Разработаем региональную экологическую стратегию в качестве отдельного раздела стратегии социально-экономического развития региона.
- Для каждого раздела стратегии разработаем качественные и количественные индикаторы, а также методику их ежегодного мониторинга.
- Подготовим программно-проектную часть и/или механизмы достижения поставленных целей и задач региональной экологической стратегии, включающих перечень наилучших доступных технологий, позволяющих снизить негативное воздействие предприятий различных отраслей экономики на окружающую среду, механизмы поддержки инвестиционных программ и проектов предприятий по переходу на наилучшие доступные технологии.
- Предложим варианты региональных площадок, в том числе электронных, для обмена опытом по внедрению наилучших доступных технологий в экономике и ЖКХ.
Разработаем региональную экологическую стратегию с нашими специалистами
Организация обучения, тренингов и семинаров для специалистов в сфере охраны окружающей среды
В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» указано, что сотрудники организаций/предприятий, в процессе деятельности которых может быть нанесен вред экологии, должны проходить обучение в сфере охраны окружающей среды (ООС). На таких предприятиях и в организациях должны проводиться мероприятия для снижения негативного влияния на природу.
Правила обращения с опасными отходами должны знать:
- руководители предприятий,
- контролирующие сотрудники,
- сотрудники организации, которые отвечают за использование опасных отходов и материалов.
Чем мы можем помочь?
- Сориентируем, кто из специалистов организации/предприятия и по какой проблематике должен проходить обучение по вопросам ООС
- Подберем для обучения эффективные дополнительные профессиональные программы, тренинги, семинары
- Поможем, посредством формирования профессиональных компетенций у руководителей и сотрудников, правильно организовать природоохранную деятельность организации/предприятия
Организуем обученик , тренинги и семинары для специалистов в сфере охраны окружающей среды с нашими специалистами
Развитие института общественных экоинспекторов
Количество предприятий-природопользователей, которые имеют на балансе объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, год от года неуклонно растет. При этом государственный экологический надзор в их отношении применяется с учетом риск-ориентированного подхода, утвержденного Постановлением Правительства России от 17.08.2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ».
Законодательством определено, что общественный экологический контроль осуществляют общественные объединении и иные некоммерческие организации в соответствии с их уставами, а также граждане в соответствии с законодательством. По данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, статус действующих общественных инспекторов охраны окружающей среды в Российской Федерации имеют менее 400 человек. При этом в отдельных субъектах количество природопользователей, имеющих на своем балансе объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, может исчисляться десятками тысяч. Добавим к этому, что число согласованных органами прокуратуры плановых проверок государственного экологического надзора по одному субъекту РФ редко где превышает 100 объектов в год!
Чем мы можем помочь?
- Разработаем регламент, который будет обеспечивать координацию уполномоченных органов в сфере государственного экологического надзора с институтом общественного контроля в сфере охраны окружающей среды, в том числе об участии экообщественников в совместном проведении плановых и внеплановых проверок и других вопросов.
- Сделаем более прозрачным доступ граждан и общественных организаций к получению достоверных данных мониторинга атмосферного воздуха, водных объектов и их результатов.
- Поможем создать на сайте регионального Минприроды самостоятельный раздел, в котором будет постоянно аккумулироваться положительный опыт деятельности общественных инспекторов в области охраны окружающей среды, их взаимодействия с территориальными органами Росприроднадзора, а также проблемы, возникшие при осуществлении деятельности общественными инспекторами.
- Поможем разработать инструменты по наделению граждан и общественных организаций полноценными полномочиями субъектов общественного экологического контроля и обязать государственные и муниципальные органы учитывать их мнение при обсуждении и реализации проектных решений.
- Разработаем регламент участия региональной Общественной палаты по аттестации и поручительству за кандидатов в общественные экологические инспекторы.
Записаться на бесплатную консультацию